Игры и упражнения для развития крупной моторики
(силы, ловкости,
координации движений)
Игры с мячом
(самые разные).
Игры с
резинкой.
Игры типа
«Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может
быть передана ребенку, который сам придумывает движения).
Игры типа
«Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и
пр.).
Весь спектр
спортивных игр и физических упражнений.
Занятия
танцами. Аэробика.
Наверное (и
многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на
уроках русского языка.
Слабые мышцы
пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Задача пап и мам - помочь ручкам
малыша.
Для тренировки
пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики
здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись,
попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем
одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и средний
пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
"Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и
безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое
упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в
кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все
быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика, лисичку,
собаку. Научите этому своего малыша. Но кроме пальчиковой гимнастики существуют
и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и
координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра
"Я самый меткий"
Ребенок должен
проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
Пройди по
узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
Проведи свой
корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
Попади мячом в
баскетбольную корзину.
Попади стрелой
в центр мишени (линия должна быть прямой).
Найди выход из
пещеры.
Проследи путь
бабочки.
Задания вы
можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые,
и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.
Игра
"Узнай, кто я"
Ребенку
предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то
или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это.
Старайся не отрывать руку". Таким образом, по точкам можно рисовать разные
фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком
сложно и знакомо ребенку).
Ребенку в
процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на
доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные
действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает
глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать
по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и
они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе
бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно
точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого
составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение
ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать
его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного
восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика
может использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к
школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее:
- какой рукой
малыш рисует (правой или левой);
- как он
работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над
рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец,
рисует по памяти;
- быстро или
медленно проводит линии;
- отвлекается
ли во время работы;
- высказывается
ли и задает ли вопросы во время рисования;
- сверяет ли
после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об
окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он
увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить.
Упражнения на повышение темпа работы
Для этой игры
нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
Буратино начал
рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал
узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино
ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
В тетрадях в
клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик,
домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок.
И в заключение
"теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц
кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах
ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в
максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок
переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных
точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы
используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком
за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а
изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым
свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале
работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой
утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение
свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно
это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным
условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме
того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места
квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.
Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают
лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников.
Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть
внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь
внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый
треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так,
как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу,
постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите
ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых
есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание
карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в
соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти
В эту игру
можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый
начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий
игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок
яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь
от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по
алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности
"Как это можно использовать? "
Предложите
ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо
предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок
придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как
палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Детям любого
возраста нравится игра " Мешочек ".
Сшейте или
подберите симпатичный мешочек из мягкой ткани, проденьте в горловину
затягивающийся шнурок и положите внутрь десятка полтора мелких игрушек или
вещичек. Затем предложите ребенку сунуть руку в мешочек, взять один предмет на
ощупь определите, что это такое .
Игры на развитие памяти
«Букет». Покажите
ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название
цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет.
Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях
соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть»
внести в список название одного - двух Цветков с картинки.
«Спички». Вы
раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно
посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В
его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
|