В условиях СВО, пандемии, как никогда ранее, становится востребованным дистанционная форма обучения в школах. Дистанционное обучение (удаленное) – это особая форма получения знаний на расстоянии. В статье 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2]. Сам термин «дистанционное обучение», широко употребимый в педагогике в течение последних 10 лет, в настоящее время расширил свое значение и приобрел синонимы (дистантное обучение, онлайн-обучение).
Практическая необходимость работы на дистанте обусловила освоение педагогами школы таких образовательных платформ, как "Яндекс.Телемост", "Сферум" и разработку новых методов активизации внимания обучающихся на занятиях. Преподаватели были вынуждены подстроить уроки, внеурочную деятельность под новый формат, и сегодня можно попробовать поделиться первыми наработками.
Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что дистанционное обучение, дистант, удалёнка – это не самоцель, а лишь одна из форм работы, способствующих передаче знаний от учителя к обучающемуся начальной школы.
Возникла проблема: нельзя формально переносить на дистант дидактику, принятую в традиционном образовании, что сужает возможности образования, вместо того чтобы их расширять. Практика нескольких месяцев дистанционного обучения показывала, что при обучении некоторых воспитанников двигаться нужно в том направлении которое сможет индивидуализировать обучение, будет учитывать личностные особенности восприятия учебного материала в онлайн-формате.
Каким же образом дистанционное обучение может стать помощником в обучающей деятельности? Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно дистанционное обучение заставило задуматься о презентационном сопровождении и визуализации материала уроков, использовании видео и интерактивных элементов платформ, например, Учи.ру. Такие способы подачи и проверки учебного материала позволяют, надеюсь, увлечь школьников, воздействовать на их эмоции, вызывают повышение мотивации к учебному предмету. Сейчас пока рано прогнозировать результат по выходу с дистанта, но повышение рейтинга для обучающего в рамках онлайн обучения – это хорошая мотивация к тому, чтобы самостоятельно определить свою учебную «траекторию».
На мой взгляд, дистант может помочь в развитии самостоятельности четвероклассника. В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи знаний должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаний – соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени при очном обучении, отводимого на классную и самостоятельную (домашнюю) работу, во всем мире составляет 1:3,5, что основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности.
Однако на онлайн уроках зачастую доминирующую активность проявляет педагог, а не школьник, хотя в действительности всё должно быть наоборот. Но технические проблемы, проблемы сотовых операторов и др. вносят свои коррективы в учебный процесс. Иногда приходится вести уроки-лекции, где преподаватель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора обсуждений проблем, поиска решений задач, наконец самостоятельной работы учащегося.
В итоге мы имеем тот факт, что большинство ребят класса теперь предпочтение отдают репродуктивным методам работы, связанным с передачей и воспроизведением учебной информации. Это проще, легче, привычней, не требует дополнительной подготовки и привычно оценивается.
Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся должна быть основана на формировании соответствующих умений и навыков. На любом занятии должна выстраиваться простая цепочка: «Что непонятно?» – «Задай вопрос» – «Объясни, что понял» – «Помоги другому» – «Проверь себя (сверься с алгоритмом или образцом)». В процессе систематических самоконтроля и самооценки учащийся обобщает и сопоставляет, осмысливает критерии анализа своей деятельности, таким образом, достигается общекультурная компетенция.
Данный вид работы должен привести: к формированию у четвероклассников устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия; к развитию их мыслительных и творческих умений; к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ребёнка; к саморегуляции своей деятельности со стороны самих обучающихся; к управляемости процессом обучения и развития учащихся со стороны педагога.
Итак, можно выделить три основных структурных элемента самоконтроля:
самопроверку – проверку достигнутого результата;
самооценку – оценку школьником самого себя, своих возможностей;
самоанализ – анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, эмоциональных реакций, переживаний.
Самопроверка имеет большое психологическое значение, особенно в плане мотивации к обучению. С ее помощью уч-ся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения заданий путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий, упражнений, опытов и т.д. Работа на платформе Яндекс.Телемост, Учи. ру может помочь организовать такую самопроверку с использованием обучающих тестов.
А вот самооценку школьники могут провести на любом уроке, даже на уроке изучения нового материала. Например, в конце можно вывести на экран небольшой (5 вопросов) тест по изученному материалу с элементом самопроверки/самоконтроля. Подобная работа занимает около 7 минут, но помогает реально оценить свои знания. И если на первых уроках ребята могли слушать не очень внимательно, то далее, зная, что будет тест, даже без оценки, без баллов в рейтинг, учащиеся явно активизировали своё внимание.
Подводя итог вышесказанному, особенно подчеркнем: от способности обучающегося к самоконтролю зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку этой работы учителем. Использование в практике учебной деятельности заданий для самоконтроля повышает эффективность обучения и улучшает успеваемость учащихся, а в условиях дистанционного образования методы самопроверки, самооценки, самоанализа занимают особенно важное место.
|