Проекты и исследования в начальной школе
Проектный
метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта
(прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский
метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых
знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в
том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее
планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по
сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной
деятельности.
В основе метода проектов и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном
пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей
наук;
- умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся
(индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для
этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда месяцев).
Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности
предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний
и исследовательского поиска её решения;
- практическую, теоретическую, познавательную
значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с
указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть
определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение
методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов;
презентация полученного продукта, обсуждение, выводы.
Использование
данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с
тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и
средств обучения.
А для этого
учителю необходимо:
Работа над
проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо
готовить учеников младших классов постепенно.
Исследование
– бескорыстный поиск истины, всегда творчество.
Исследовательская
деятельность изначальной должна быть свободной, практически
не регламентированной какими-либо внешними установками.
В практике
работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и
коллективные игры.
Каждая
игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и
самостоятельного исследования.
весь материал по теме смотрите в приложении (верхний левый угол "скачать с сервера")
|