СТРЕСС с е н т я б р я
Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. После шести вечера младшие школьники должны отдыхать - спокойно поиграть, почитать интересную книжку или заняться любимым делом. В противном случае ребенок долго не может уснуть, следовательно, не имеет возможности полноценно отдохнуть и восстановить силы после очень тяжелого дня. А с утра его будят и заставляют идти в школу. И у ребенка накапливается усталость.
ПРОГУЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ
Как показывают исследования, дети гуляют в среднем до получаса в день. При этом младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка. Но получается, что ребенок проводит время на улице только по пути в школу и обратно. Это ненормальная ситуация.
Но совсем парадоксальную ситуацию создают родители, которые говорят ребенку: "Уроки не выучил, а у тебя по этому предмету "тройка", - гулять не пойдешь!", то есть они наказывают ребенка, лишая его права на прогулку.
ВКУСНО И КРАСИВО
Помочь в сентябрьской адаптации может и правильный режим питания. К счастью, осень - благодатное время, когда в изобилии фрукты и овощи. И этим нужно воспользоваться. К примеру, не кормить ребенка геркулесовой кашей, которая еще зимой успеет надоесть, а сделать ему запеканку или оладьи со свежими яблоками. Можно постараться максимально разнообразить питание, а утренние блюда должны и выглядеть как можно более привлекательно и эстетично.
Хорошо пойдут разноцветные фруктовые салаты. Поднимают настроение и любые смешанные соки. И главное. Пусть ваш школьник ест то, что любит, а не то, что вам кажется полезным. Кстати, здорово вечером обсудить меню, оформить его на красивой бумаге и вывесить. Детям это очень нравится - они с удовольствием едят то, что они выбрали. Ведь есть утром до школы очень сложно. Поэтому сделайте так, чтобы ваш ребенок пошел в школу сытым и с хорошим настроением.
ЦЕНИ, А НЕ ОЦЕНИВАЙ!
Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что родители бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей родительской успешности. Но не стоит забывать, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь с ребенком, вроде «понял – не понял».
Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо от того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой возможности старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не зависят от успеваемости, и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в дневнике появится двойка. Уверенность в вашей любви способна сотворить гораздо больше, нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают отдельные родители: «Не будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или «Если бы ты любил маму, папу, ты бы так не учился». Наоборот, подобные высказывания имеют прямо противоположный эффект. В сознании ребенка школа превращается в то место, из-за которого его могут разлюбить, что порождает страх и перед школой, и перед учителями, и вообще перед любым процессом познания.
ЕСЛИ РЕБЁНОК СОВЕРШАЕТ ОШИБКУ…
Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения, типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь внимателен», «разве так можно?», «сколько раз тебе повторять», «подумай ещё раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её.
ЧТО НАСПЕХ ДЕЛАЕТСЯ – НЕДОЛГО ДЛИТСЯ
Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого начать быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.
НАБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ
Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ребенком, и при первых признаках утомления организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать, надолго задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле, смотреть по сторонам – значит, пора сделать «переменку». Предложите ребенку размяться (у детей быстро затекают мышцы от сидения в одной позе), посмотреть в окошко (поочередно на дальние и ближние объекты – простейшая гимнастика для глаз) или же сходить на кухню и взять яблочко, попить водички и др. Своевременно сделанный перерыв предотвратит переутомление ребенка и позволит эффективно справиться с уроками.
Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая подвигнет ваше чадо на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.
|