Сколько детей
не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, беда наших детей. А
последствия известны всем.
Нынешняя
система обучения чтению основана на насилии (плохо читаешь – читай больше),
приносит издержки, которые мы имеем. А нежелающих читать всё больше и больше.
Долгие годы
пытаются решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации
законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения,
помогает решать эту проблему.
РЕБЁНОК НЕ
ЧИТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО:
1.
Обладает малой скоростью мыслительных процессов
2.
Его заставляют читать
3.
Его чтение оценивают отметкой
4.
Он беспомощен перед этой проблемой
5.
Его учат читать
Перед нами,
взрослыми, стоит задача сделать процесс обучения чтению увлекательным для
первоклассника, способствующим формированию мотивации учения.
Успешна работа
с «зашифрованными» словами (анаграммами) по методике английского профессора Г.
Айзенка, когда читающим ребятам предлагается собрать из букв слова, и назвать
лишнее среди них. Такие задания отличаются оригинальностью, носят развивающий
характер, что делает данный практический материал источником творческого
вдохновения ученика поскольку не имеет аналогов.
Много с
буквами хлопот,
Уж такой
они народ.
Но когда
с умом, толково АТПАР (парта)
Их
построить в чёткий ряд СОКДА (доска)
Превратятся
буквы в слово, ЛМЕ (мел)
И с
тобой заговорят. ЕЛХБ (хлеб)
Постепенно от анаграмм-слов
перейдём к целым предложениям, не меняя порядок слов в них.
Сначала, выделяя в каждом
двусложном слове предложения первую букву. Например: оМя амам чеонь сикравая. Я ее чеонь бюллю. (Моя мама очень красивая. Я ее очень люблю.)
Затем указывая только в первом
слове предложения заглавную букву, печатая её с большой. Например: ваДай опигарем
в чям. нО дубет гапрыть, а ым дубем оге вилоть (Давай поиграем в мяч. Он будет прыгать, а мы будем его ловить)
Желающих
получить такой текст (это может быть и отрывок из изучаемого на уроке
произведения или какого-либо познавательного текста) всегда было много. Большинство
учащихся увлекаются процессом «расшифровки», тем самым повышая скорость чтения
обычного текста. Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать,
читать без принуждения.
И, помните, что
в период обучения грамоте (I
полугодие первого класса) Вы, товарищи взрослые, ни в коем случае не должны
переставать читать своим детям вслух интересные книги. Дети только учатся
читать, они ещё не могут получать удовольствие от собственного чтения, так как
сам процесс чтения для него труден. Пусть они читают вам вслух, но очень
понемногу. А вы, Мамы и Папы, при этом должны выступать как благодарные,
заинтересованные слушатели и обязательно хвалить своего ребёнка, как бы плохо
он ещё не читал.
|