Наша школа с 2011-2012 уч.г. реализует раздельно - параллельное
обучение: в школе есть классы мальчиков, классы девочек и классы
совместного обучения.
Мальчики рискуют, девочки стараются
К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно
отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.
Мальчики более склонны к риску,
они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного
задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.
А
девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю,
готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Речь
у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие.
Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек.
Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики
чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они
мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том
числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и больше
оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
У
девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса.
Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности
догоняют девочек только к третьему классу.
У
мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и
поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда
дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.
Когда робких становится больше
Учеба в школе – это стресс для
всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения,
пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся
вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на
учебные нагрузки по-разному.
В
смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза
больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый
класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять
начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов по
сравнению с девочками из смешанных классов в 4 раза меньше теряют в весе в
первые месяцы учебы.
Все
дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов
устает уже после третьего урока, в девичьих классах, утомившихся к середине
занятий – единицы.
А
есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все
младшеклассники часто болеют простудами. К третьему классу уже реже пропускают
уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения
становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих – лучше в 5 раз!
Девочки поступают в школу с
определенным уровнем робости – все-таки слабые создания! В девичьих классах
процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и
совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных
классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!
В мужских классах лучше растут
А
что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?
Раздельное
обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики,
вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников-выпускников
(их рост ниже 180 см
не бывает). У всех ребят – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале
школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.
Откуда различия в психике мальчиков и девочек?
Ученые
считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные
тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано,
закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и,
значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с
другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие
потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым
условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской
и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные
приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и
приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в
будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован
на выживаемость, мужской – на прогресс.
Для
продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол
природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются
все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше.
Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает
больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек
рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди
детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития
больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью
из них.
Мозг
мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним.
При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но
природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое
место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе,
склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны
в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
Эксперимент расширяет выбор
Мы
не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или
чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно,
пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих»
классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к
тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения…
|