Школьные отметки: за и против?
Система
оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети
получают те же баллы, что и мы в своё время, и их деды-прадеды.
Да, наше
воспитание и реакции во многом индивидуальны. И всё же любого ребёнка – от
двоечника до отличника – школьные отметки держат если не в страхе, то в
постоянном напряжении. И создаём это напряжение большей частью мы, родители.
Психологи
задавали один и тот же вопрос учащимся самого разного возраста, учителям и
родителям: «Считаете ли вы необходимым изменить существующую в школе систему
оценивания?» Самыми готовыми к изменениям оказались наши педагоги (почти 90%
опрошенных). Меньше всего тех, кто хотел бы изменений, - среди отвечавших –
папы и мамы.
Причины такого
консерватизма могут быть разными. Не исключено, что для некоторых родителей
школьная оценка – это удобный инструмент управления ребёнком. Принёс пятёрку –
получай награду; плохую оценку – не получишь моего внимания, не возьму в
поездку, не дам карманных денег (список можно продолжить).
Интересный
факт: учителям предписано инструкцией Министерства образования не выставлять
первоклашкам оценки ни в тетради, ни в дневники, ни в классный журнал. Это в
течение всего первого года обучения. И всё же большинство учителей это делает,
несмотря на запреты. Почему? В ответ на просьбы или требования самих родителей.
Хотя есть ведь и другие способы узнать, как ребёнок осваивает учение. Просто
многим папам и мамам так проще.
Как реагировать на оценки?
Некоторые взрослые
сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение
своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит
всё: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех
в целом. Как следствие – постоянная тревога, опасение не справиться с
ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться
расположения родителей.
Если
единственная цель – получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам,
лишает ребёнка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного
выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко от невроза, апатии, даже
депрессии.
Если вы
видите, что ребёнок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два
варианта помощи.
1. Объясните
ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в
школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение,
состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их
независимо от их учебных успехов.
2. Помогите
овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние
занятия, развивать внимания и память. Расширяйте круг его интересов и
возможностей.
Задумайтесь,
насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребёнка. Не
ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те
предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причём, вовсе
не обязательно это должны быть пятёрки. Ведь максимум отметки для каждого
ребёнка свой. У одного это четвёрка, а у другого – тройка. Важно не сравнивать
своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему как он вырос, развился
по сравнению с самим собой прежним.
Не все
школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых
физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к
успеху, и и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему
результату, конечно, стоит поощрять.
Встречается у
детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они и вовсе не
придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие
целеустремлённости, желания преодолеть трудности. Но они же способны глубоко
переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со
сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно
здесь ставить цели и добиваться успеха
Что оценивается: знания или результат?
Об
относительности оценок задумываются теперь и в самой школе – источнике тревог.
Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные
ребёнком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе
ученик увидит в тетради или дневнике определения: «Очень старался!», или
«Необыкновенно трудолюбив!». Возможно, для проверки знаний будут использовать
стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в
канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских
школах. Конечно, до этого ещё далеко. Но вы можете помочь своему ребёнку уже
сейчас.
- Дайте ребёнку
понять: школьная оценка – это просто инструмент для измерения твоего
уровня знаний и навыков в определённой области конкретного предмета. Она
показывает, на сколько ты уже продвинулся в изучении и сколько ещё можно
сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки. Не она определяет твои будущие жизненные успехи и
неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
- Старайтесь получить как можно более полную
информацию о системе оценивания в той школе, где учится ваш сын или дочь.
Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние
задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы: словарные
диктанты, тесты, диктанты, контрольные работы) по интересующим предметам.
Всё это зафиксировано в нормативных документах, и вы имеете полное право
ознакомиться с этими документами.
- Может случиться так, что вам или вашему ребёнку
оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти
конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае
стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего
школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому»
оценивать свою работу и решать эти вопросы со своим педагогом.
Один из
неиссякаемых источников низких оценок у наших учащихся – проблемы с русским
языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопричина – в специфических
речевых нарушениях у ребёнка.
Постепенно
ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание заниматься этим
предметом. Речевые нарушения детей встречаются достаточно часто. Одно из них –
нарушение письменной речи – дисграфия. Такие учащиеся делают огромное
количество ошибок в письменных работах. Причём на взгляд неспециалиста они
могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные
занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.
Так вот, не
все родители знают, что таких детей разрешено оценивать дифференцированно.
Оценки по русскому языку им снижают только за ошибки из-за незнания правил.
Наличие чисто речевых ошибок не должно влиять на отметку. Потому, не стоит
сравнивать оценку своего ребёнка с отметкой
«логопедических» учащихся.
Отличники и отличницы
И у отличников
есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь
складывается, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается
девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно,
проблемы в общении возникают у любого ребёнка. Но у отличников всё же несколько
чаще, чем у остальных детей.
Дело в том,
что такие дети, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых,
довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и
прилагают столько усилий в учёбе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в
глазах окружающих.
До поры до
времени, благодаря труду и прилежанию, им это удаётся. У родителей и учителей
тревоги они, естественно, не вызывают. Но оказывается, во взрослой жизни
послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье.
Привычное в детстве поощрение за послушание не даёт развиваться инициативе
ребёнка. Ему трудно будет освоить умение руководить – хотя бы собой. Не
исключено, что кто-то менее способный и трудолюбивый, но более инициативный
скорее преуспеет в жизни.
Родителям же
со своими «отличниками» легко, особенно с теми, кто ещё не достиг подросткового
возраста. Приятно иметь ребёнка, который много читает, размышляет, постоянно
занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства во многом… Но часто у
него нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости
(дополнительные занятия, многочисленные интересы). Иногда по причине того, что
интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками.
Хотя нередко
отличники обладают высокой самодостаточностью и не тяготятся своим особым
положением, хотя, со временем, ситуация может измениться. Для успеха в группе
подростков учебные достижения уже не так важны, как раньше, в начальной школе.
Для подростка главное – общение со сверстниками, ощущение своей принадлежности
к какой-то группе, уверенность в своей привлекательности для противоположного
пола.
Если вы
чувствуете, что у вашего ребёнка есть подобные проблемы, предложите ему сделать
какие-то шаги для сближения с важной для него группой. Создайте условия для
встреч со сверстниками у себя дома. Помогите понять и оценить достоинства тех
девочек и мальчиков, которые не похожи на него. Необходимо иметь опыт общения с
самыми разными людьми. А с другой стороны, важно, чтобы была возможность
общаться и со сверстниками, имеющими сходные интересы и достаточно высокий
интеллектуальный уровень.
|